Анапа, п. Кордонный, 1. Т. 8(918)445-45-52
Тел. 8(918)445-45-52
г. Анапа, пер. Кордонный, 1.
Телефон 8 (918) 445-45-52
    Главная / Статьи / Дайвинг и кризис

    Дайвинг и кризис

    Кризис и дайвинг - актуальные вопросы...

    Часть первая "Голодный оскал кризиса"

    Скажется ли кризис на дайв-индустрии и каким образом? - Обязательно скажется и на поставщиках дайвинга и на его потребителях. Под поставщиками дайвинга я подразумеваю и тех, кто продает снаряжение, и тех, кто занимается обучением, и дайв-центры и дайв-туроператоров и агентов.

    • Начнем с того, что весь дайвинг в нашей стране имеет импортированный характер. 99% используемого дайверами снаряжения производится за рубежом и закупается основными поставщиками за валюту. Инструкторы, проводящие обучение и сертификацию оплачивают свои членские взносы и "пластики" учеников тоже "туда" в валюте. Исключение тут разве что самостийная россейская NDL. Но я думаю, они вряд ли займутся демпингом, ибо демпинг в дайвинге во время кризиса - самое глупое, что можно придумать, хотя могут быть ситуации демпинга и о них мы поговорим далее. Дайв-центры на побережьи опять-таки зависят от "валютного" снаряжения и величины аренды помещений, которая никогда не имела тенденции к понижению. Дайв-туризм подорожает в связи с подорожанием тур.поездок в целом.
    • С магазинами подводной снаряги, обучающими инструкторами и дайв-туризмом как бы и так ясно. Снаряжение к маю подорожает как минимум на 30% к нынешним рублевым ценам, а то и более - это как наш нефтерубль будет себя вести. Но почему не понизятся цены на УСЛУГИ дайв-центров, что логично предполагать в ожидании падения спроса на этот вид активного околопляжного отдыха у "липтонов", иначе "интряшников"? Конечно, в условиях конкуретных отношений при падении спроса на услугу, её поставщики пытаются сыграть на "понижение" - это как бы очевидная закономерность, имеющая в своей основе принцип привлечения дополнительного числа клиентов за счет более низкой цены. Это возможно, но там, где услуга связана с более или менее "жизненно необходимыми" потребностями.
    • Слабое место дайвинга в том, что он, в отличии от желания сделать прическу, нарастить ногти, вылечить зубы, выпить пива, не является столь необходимым элементом жизни большинства людей. Кризис.... дайвинг подождет до лучших времен (хоть год, хоть два - куда он денется), а ногти нарастить надо сегодня: завтра на банкет... Соответственно, пляжных отдыхающих, возжелающих попробовать нырнутьт с аквалангом (пардон, ПОГРУЗИТЬСЯ с аквалангом, ныряют бакланы) вероятно поубавится. Снижать (не повышать) стоимость интродайва? Посмотрим на проблему ценообразования и поищем то сухожилие, которое можно и усечь, не повредив продвижению дела.
    • Стоимость услуги интродайвинга складывается как минимум из следующих позиций:

             1. Амортизационная стоимость снаряжения
             2. Величина "сезонной" аренды помещения (там же или отдельно к аренде - свет, вода), либо коммунальных и эксплуатационных платежей если это помещение в собственности ДЦ.
             3. Вознаграждение дайв-гидов (иногда и тех.персонала)
             4. Рекламные затраты (наружка, флаеры, оплата распространителям путевок и т.п.)
             5. Текущие расходы (налоги, транспортные расходы на переброску снаряжения, плановый ТО и мелкий ремонт снаряги, иногда минимальный косметический ремонт помещения после полугодового запустения и т.п.)
             6. Непредвиденные расходы (различные риски, связанные с внезапной поломкой снаряжения, внеплановыми тратами на ГСМ, последствиями аварий водо- и электроснабжения и стихийных бедствий (последнее - отнюдь не абстрактная формулировка, а самая что ни наесть реальность)
             7. Прибыль дайв-центра (Владельца)

          Разумеется, рассмотрим ситуацию небольшого ДОБРОПОРЯДОЧНОГО дайв-центра, не экономящего на безопасности и комфорте клиента. То есть это хороший компрессор и не менее 6-7 комплектов импортной снаряги (BCD, регуляторы как минимум с выносными манометрами), десяток баллонов, полтора - два десятка разноразмерных костюмов, дюжина пар разноразмерных ласт, десяток масок.

    • Конечно я не буду приводить подробный расклад (а он, уж поверьте, есть и даже очень) в абсолютных (рублевых) величинах, ибо это есть финансовая тайна любого бизнеса. Но поверьте, финальная и промежуточные суммы максимально объективны с допустимой погрешностью не более +/- 5% и определены при условии курса 40 руб. за 1 евро, на основе кропотливейшего анализа 4-х лет содержания собственных дайв-центров на Черноморском побережье (из общего стажа в дайвинге 20 лет).
    • Достаточно постоянная величина - это позиции 1, 3, 4, 5 - они же "устойчивая" расходная часть "A" в процентах от стоимости услуги и предсказуемо меняющаяся в рублевом эквиваленте в зависимости от ценовой планки на дайвинг и общего уровня цен нашей жизни вообще. В абсолютном выражении по прогнозу на 2009 год это 510 рублей в цене интродайва, а точнее это в любой сезон не менее 40-43% в цене интродайва. Опять же в каждом дайв-центре есть свои "тараканы" и, повторяю, эти и последующие цифры вышли из СУБЪЕКТИВНОГО личного опыта.
    • Непостоянная величина - это позиции 2, 6 - они же "неустойчивая" расходная часть "B", величина которой колебалась в разные годы в диапазоне от 12% (хороший сезон) до 30% (плохой сезон, устранение последствий стихийных бедствий, повышение аренды более чем на 50%). В абсолютном выражении по прогнозу на 2009 год для условного небольшого ДОБРОПОРЯДОЧНОГО дайвцентра (при условии отсутствия стихийных бедствий) это вилка 180 - 270 рублей в цене интродайва (очень существенен фактор величины аренды помещения).
    • Позиция 7 "C" самая "щекотливая" для анализа, но согласитесь, если сезонный доход измеряется не миллионами, а сотнями тысяч, прибыль ниже 30% ведет в конечном счете к экономии на позиции 1, как наименее поначалу заметной, вплоть до пренебрежения ею и, как следствие - к продолжительной болезни с последующим вскрытием и захоронением.
    • В итоге представляю 1221 руб. (округлим до вилки 1200 / 1250 руб.) как отправную стоимость одного дайва в преддверие сезона 2009 года, если доллар или буханка хлеба не перевалит за 40 рублей.
    • Ну что, будем понижать цены? Это вопрос к участникам процесса на ЧМ и тем, кто считает, что мы дерем втридорого с "трудящихся", за чью драгоценную жизнь мы же и несем в конечном счете ответственность.
    • А давайте все же понизим! Кризис же! Всем надо выживать! Мы хотим дешево нырять! Да в Египте я за такие деньги да дважды...да с катера... да кораллы...да 20 метров....да ланч! Урезать сухожилия...наполовину! - раздаются голоса из задних рядов.

          О.К. Давайте я продолжу свой рассказ, вот только сигаретку выкурю...

    Часть вторая "Все хотят есть"

    ЭПИГРАФ

    Учительница: Дети, запишите задачу: муха летает по классу со скоростью 2 метра в секунду. Во сколько раз уменьшится её скорость, если ей оторвать одно крылышко?
    Машенька: Марьстепанна, так ведь она не сможет летать, у неё не станет скорости!
    Учительница: Машенька, ты не права, муха сможет ползать со скоростью 2 сантиметра в секунду...

    • Итак, начинаем анализировать возможность хирургического вмешательства на предмет усекновения сухожилия или подрезки крылышек (обрывать не будем - а то придется по осени приступать к процедуре вскрытия с последующим захоронением). Проще говоря, рассмотрим варианты колебания цены услуги в сторону уменьшения отправной (1200-1250 руб.)
    • Никогда, а особенно во время кризиса нельзя экономить на качестве услуги (включая и фактор безопасности) экономить можно на чем угодно, но только не на этом. У кого имеется особое мнение на этот счет - можете дальше не читать, мы говорим о ДОБРОПОРЯДОЧНОМ дайвцентре, прочитайте еще раз эпиграф... Качество зависит от уровня снаряжения и персонала дайв-центра - это неприкосновенная позиция 1 в части "А" (на качестве снаряжения никогда не экономим) и привелигированная позиция 3 в части "А" (экономить на персонале дело неблагодарное и череватое, но подвижки суммы вознограждения вполне возможны в зависимости от уровня профессионализма дайвгида и потока клиентов, но это в пределах 20%). Если мы уменьшим вознаграждение дайвгиду на 10%, это отразится на уменьшении общей стоимости дайвинга на величину порядка 20-25 рублей. Смешно, согласитесь.
    • Попробуем вдвое урезать расходы на рекламу - важная позиция 4 в части "А" (тут можно сокращать на 50%, если имеется рекламный материал, наработанный ранее). То есть, к примеру, заставляем дайвгидов чередовать макание интряшников с насанием по пляжу с флаерами (в несезон это нормально, но в горячий августовский сезон это уже из области психо-фантастики). Совсем без рекламы никак не получится - упадет оборот. Наши действия позволят уменьшить стоимость аж на целых 10 рублей!
    • Возьмемся за последнюю позицию части "А" под номером 5 - текущие расходы. Позиция тоже важная и, как ни печально, неизбежная и здесь больше чем на 25% урезаться не получается, как ни фантазируй. Итак, решились? хорошо, поздравляю, вы отстояли еще 10 рублей!
    • Смотрим на результат: получается "скостить" нижнюю планку ценовой вилки до 1180 рубля. Хорошо, до 1175. Довольны? Сомневаюсь. Разница в 3 % врядли соблазнит колеблющегося отдыхающего, если только ради 40-50 рублей экономии он не готов прочапать под палящим южным солнцем на противоположный край пляжа, а после обратно, и не шибко поможет в конкурентной борьбе (читайте статьи о законе больших и малых величин в рыночных отношениях).
    • Какой же выход? Есть выход, если персонал вызовется работать бесплатно. Конечно, можно сколько угодно снижать стоимость интродайва за счет величины желаемой чистой прибыли, но и тут есть планка, ниже которой опускаются только владельцы - либо убежденные коммунисты, либо сумасшедшие, либо убежденные вегетарианцы и трезвенники, что встречается реже первых двух типов. Но даже если владелец дайв-центра (он же владелец бизнеса) близок к альтруизму и не хочет кушать, равно как и его семья, снизить планку получается лишь на 100-120 руб. итого по минимуму 1085 руб. Но нас окружают, в основном, здравомыслящие люди, поэтому особо обращать внимание на эту сумму не стоит, как заведомо утопическую.
    • Но сумма интродайвинга в пределах 900 руб +/- 10% летом 2009 года вполне может иметь место. Но это только в следующих случаях:

             1. Дайв-центр не платит аренду за помещение, либо вообще такового не имеет (в данном случае вы наблюдаете на пляже палатку).
             2. Снаряжение "ведомственное" или на балансе профильной организации (МЧС, Водолазная станция и т.п.), то есть иными словами, организаторы коммерческого дайвинга не парятся о снаряжении - оно поступает за счет организации (государства) и списывается по мере надобности без ущерба для кормана "организаторов".
             3. Дайвцентр погружает за сезон не менее 1000 интродайверов и может снизить цену за счет большого потока. Это явно скорее относится к Турции или Египту. С точки зрения сезона на Черном Море - это крайтне исключительный объем. Cредний объем среднего дайвцентра порядка 500 чел. +/- 20%.
             4. Процедуру интродайвинга проводят: а) "волонтеры" не получая оплату - это "малопрофессиональные" однозведочники или опенвотеры для наработки практических навыков; б) сами организаторы (инструкторы) с целью ументшить затраты на оплату труда наемных сотрудников - это наилучший вариант развития событий с точки зрения безопасности.
             5. Самое страшное для потребителя услуги: Вам предлагают дайвинг в снаряжении "прошлого века" - это советские аппараты, без компенсаторов плавучести, иногда и без предоставления гидрокостюма. Выглядит этот ужас примерно так:

    • В любом случае надо помнить что Дайвинг бывает либо Безопасным, либо Дешевым. Пойду-ка, выпью чашечку кофе и предложу вашему вниманию то, что еще никто вам не предлагал...

        Часть третья "Считаем деньги"

    Мы рассмотрели пример ценообразования при условии, что мы - небольшой ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ дайвцентр на Черноморском побережье России с умеренными потребностями и умеренными издержками. Но в каждом случае мы имеем множество частных специфических факторов, влияющих на стоимость услуги в дайвцентре. Поэтому предлагаю вашему вниманию ИНТРОКАЛЬКУЛЯТОР, который поможет вам рассчитать стоимость услуги самостоятельно, исходя из ваших условий работы. В калькуляторе предусмотрены основные позиции, влияющие на ценообразование. Просьба ТРЕЗВО оценивать свои возможности и потребности и не забывать о том, что с изменением курса рубля изменяется и рыночная стоимость снаряжения вашего дайвцентра. Удачи!

    С Уважением, Греков А.В. a.grekov@list.ru

     


    Дайвинг в Анапе © «Aquatic». г-к Анапа, пер. Кордонный, 1. Телефон: 8 (918) 445-45-52.